фильмы | имена | статьи | библиотека | главная
 
 


 

 

28 дней спустя
28 Days Later...
 
Великобритания-США, 2002, 113 мин.
триллер / фантастика / триллер / хоррор / драма

   
Режиссер: Дэнни Бойл
Продюсер: Эндрю МакДоналд
Сценарист: Алекс Гарланд
Оператор: Энтони Дод Мэнтл
Композитор: Джон Мерфи, Дэнни Бойл (песни)
   
В ролях: Силлиан Мерфи, Наоми Харрис, Брендан Глисон, Меган Бернс, Кристофер Экклстон, Ноа Хантли, Стюарт МакКуарри, Риччи Хэрнетт, Лео Билл, Джуниор Лэньян, Рэй Пантаки, Санджэй Рамбарут, Марвин Кэмпбелл, Эдриан Кристофер, Алекс Палмер, Бинду Де Стоппани, Джукка Хилтунен, Дэвид Шнайдер, Тоби Седжвик
 
синопсис

Стараниями активистов по защите прав животных на волю вырвался опасный вирус. Поразив жителей Лондона, он принялся косить людей за пределами столицы. Простой курьер Джим, загремевший в больницу еще до эпидемии, очнулся спустя 28 дней, чтобы совершить свой самый кошмарный вояж по стране...

 
IMDb | AllMovie | Roger Ebert | Фотогалерея | Официальный сайт
 
рецензия

Алексей Дубинский
3 февраля 2003

Метафизическая притча Дэнни Бойла, снятая как увлекательный фантастический боевик, отсылает сразу ко всей литературной классике жанра антиутопии, а также почти ко всем творениям Джона Карпентера, Ночи живых мертвецов Джорджа Ромеро, 12 обезьян Терри Гиллиама (мотив выпущенных зараженных животных) и еще значительному количеству культовых фильмов. Это на редкость универсальное кино, словно губка без остатка впитывающая в себя традиции обильной жанровой палитры, столетиями усвоенные эстетические формулы и воссозданные в новом формате все те же этические проблемы.

Тем не менее, внешне совпадая то с Гиллиамом, то с Карпентером, фильм сохраняет собственную автономию, не превращаясь в тривиальный набор цитат. Бойл, как бы не относились к его прошлым лентам, остается режиссером, которому все еще интересно творить исключительно свою кинореальность, постоянно придумывать что-то новое.

Собственно, ужас предложенной им ситуации вовсе не в том, что зараженные бешенством люди уничтожают себе подобных, превращаясь в подобие ромеровских зомби. Ужас в том, что вымирают они сотнями и тысячами, оставляя на долю выживших огромные нажитые пространства, сводящие с ума своими внезапными пустошами. В традиционной модели цивилизованного мира, таким образом, вышибается одна из важнейших ее подпорок - пространственная заселенность. Что делать одиночке или даже малой горстке в вымершем гигантском полисе - проблема пострашнее нападения живых трупов.

Фильм - это отчаянная попытка умирающего человечества уцепиться за свое цивилизованное прошлое и перед лицом смертельной опасности все еще стремиться к сохранению рассудка. Когда же кошмар переполняет разум, механическое следование ритуалам и традициям оборачиваются своей изнаночной, где-то фарсовой, но чаще - замогильно-кровавой стороной. И если сцена посещения Джима и его случайных попутчиков огромного пустого супермаркета, где герои "идут за покупками" по всем правилам магазина - нагружая продукты в корзины, "расплачиваясь" кредитной карточкой, бросая тележки перед входом - лишь одна из немногих комических зарисовок, то полнейшим крахом человеческих иллюзий оборачивается вторая половина фильма, где действие уже напоминает не лихой боевик, а чудовищную вакханалию.

Сарказм Дэнни Бойла понятен, к тому же, сложно вообще представить иное развитие ситуации. Тем удивительней, что он словно осекается в финале, выбрасывает белый флаг, предлагая нам сравнительный хэппи-энд (тут мы должны вспомнить, что заражена только Англия, а не весь мир). Действительно, в антиутопии благостный финал не только не предполагается, но и невозможен по всем законам жанра (а также здравой логики). И все же, на высшем уровне снятый, жестко и бескомпромиссно, фильм может себе позволить такую слабость. Скажем, для Бойла, это, скорее, позиция, а не капитуляция перед собственным замыслом.

 
контекст
  • Премьера в Англии – 1 ноября 2002.
  • Премьера в России – 5 июня 2003.
  • Премьера в Америке – 27 июня 2003.
  • Фестивальные премьеры – Сандэнс (январь 2003), Жерармер (30 января 2003), Брюссель (14 февраля 2003), Фантаспорто (17 февраля 2003), Париж (29 марта 2003), 101 (13 апреля 2003), Трибека (7 мая 2003), Злин (28 мая 2003).
  • Бюджет фильма - $8 млн.
  • Сборы в первый уик-энд - $10 млн.
  • Сборы в прокате - $45 млн.
  • Сценарист Алекс Гарланд – автор романа Пляж, по которому Дэнни Бойл снял один из своих предыдущих фильмов.
  • Гарланд рассказывал, что вдохновлялся сразу несколькими источниками – трилогией о мертвецах Джорджа Ромеро и романом Джона Уиндэма «День триффидов».
  • Первоначально на роль Джима Бойл планировал пригласить Юэна МакГрегора, который сыграл у него все главные роли, за исключением фильма Пляж (2000).
  • Роль Джима предлагали Леонарду ДиКаприо, сыгравшему у Бойла в «Пляже».
  • Тилде Суинтон, также сыгравшей в Пляже, предлагали роль Селены.
  • Роль майора Уэста предлагали Роберту Карлайлу, сыгравшему у Бойла в фильме Трэйнспоттинг (1996).
  • Для актера Брендана Глисона это второй фильм, после Миссия невыполнима-2 (2000), где речь идет о смертельном вирусе.
  • Пустынные улицы Лондона снимались с самого раннего утра, причем, у съемочной группы было не более пары минут ежедневно; случайных прохожих вежливо просили пройти другой дорогой.
  • Больница в фильме самая настоящая, причем, во время съемок она функционировала, и авторам пришлось заплатить за возможность использовать для съемок отдельные больничные комнаты.
  • Кристофер Экклстон и другие актеры, сыгравшие спасшийся отряд солдат, прошли трехдневную военную подготовку.
  • Стивен Кинг купил для себя отдельный показ фильма.
  • Однажды съемочная группа забыла подобрать после съемок фальшивые трупы у дороги к церкви. Местная парикмахерша проезжала мимо, увидела тела, запаниковала и разбила автомобиль, после чего позвонила в полицию. Съемочной команде этот инцидент стоил разбирательства в полиции.
  • Другое столкновение с полицией состоялось во время съемок взрыва на бензозаправочной станции. У Бойла были всех документы, разрешающие взрыв, но полицейских не предупредили, и они моментально выехали на место, едва узнали о взрыве. Туда же прибыла команда пожарных, хотя у съемочной группы была своя пожарная команда.
 
награды

European Film Award-2003

  • лучший оператор -
    Энтони Дод Мэнтл (с фильмом Догвиль)

IFTA Award-2003

  • лучшая мужская роль - Силлиан Мерфи (номинация)

MTV Movie Award-2004

  • лучшее появление на экране -
    Силлиан Мерфи (номинация)
 

пятерочка


Шоун и мертвецы (2004)


Рассвет мертвецов (2004)


Смерть ей к лицу (1992)


Ночь живых мертвецов (1968)


Белый зомби (1932)
 
SpyLOG

Rambler's Top100

Яндекс цитирования

Рассылка 'Дневник кино - новости и все обновления сайта'
 
 
 © Алексей Дубинский. Все права защищены. 2003-2007 пишите мне