купить


Озон.ru

All DVD
  фильмы | имена | статьи | библиотека | главная
 
 


 

 

21 грамм
21 Grams
 
США, 2003, 125 мин.
драма

   
Режиссер: Алехандро Гонзалес Иньярриту
Продюсеры: Роберт Салерно, Алехандро Гонзалес Иньярриту
Сценарист: Гильермо Арриага
Оператор: Родриго Прието
Композитор: Густаво Сантаолалла
   
В ролях: Шон Пенн, Беницио Дель Торо, Наоми Уоттс, Дэнни Хьюстон, Карли Наон, Клэйр Пэкис, Ник Николс, Шарлотт Гэйснбур, Джон Рубинстайн, Клеа ДюВалл, Эдди Марсан, Лойд Кейт Сэлтер, Антеф Э. Харрис, Мелисса Лео, Марк Томас Мюссо, Тереза Дельгадо, Терри Ди Дрэпер, Тони Вон, Пол Калдерон, Денис О'Хэйр, Анастасия Херин, Карло Албан, Хаи Куан Тран, Энни Корли, Шэрон Бишоп, Джерри Чипман, Том Ирвин, Роберто Медина, Арита Траан, Родни Ингл, Кэтрин Дент, Кевин Х. Чэпман, Лайза Санчес
 
синопсис

Истории переплетающихся линий жизни трех героев: умирающего профессора Риверса, которому трансплантировали сердце погибшего человека; алкоголички Кристины, разом потерявшей мужа и двух дочерей; бывшего зека Джордана, случайно сбившего "пикапом" трех человек, но благодаря стараниям адвоката ушедшего от наказания...

 
IMDb | AllMovie | Roger Ebert | Фотогалерея | Официальный сайт
 
рецензия

Алексей Дубинский
24 марта 2004

Прием нелинейного повествования, который предлагает мексиканец Иннариту в своей второй полнометражной ленте (первая - Сука-любовь), очевиден настолько, что эта его очевидность на нет сводит ту сложность в восприятии фильма, которая наверняка возникла бы, маскируй режиссер свои намерения поизощренней. На самом деле ничего сложного: понимание правил игры приходит сразу же, когда видишь первый отчетливый прыжок во времени. Просто Иньярриту идет чуть дальше Тарантино, обожающего тасовать хронологию своих новелл. В 21 грамме прозрачное зеркало фабулы расколото на множество кусочков и затем склеено в самом прихотливом порядке; зеркало от этого своих качеств не потеряло и в нем увидеть можно все то же, что и в неразбитой стекляшке. Но при этом - нечто большее.

Иньярриту не случайно заставляет нас практически сразу же узнать и чем все началось, и чем все закончилось. Потому что перед нами не простая история, где нужно гадать, как там все дальше повернется и будет ли хэппи-энд. Перед нами сжатое в кольцо время, где идиллия жизни и ее трагедия сразу умышленно стянуты в одну жестокую рифму, чтобы мы уже по кругу отслеживали ту причинно-следственную связь, которая постепенно, по цепочке, случайность за случайностью (а может, по принципу закономерности) приводит наши жизни от счастья к изломанности судеб. Может, это Бог - сцены с Джорданом просто "завалены" распятиями, а сам герой, словно Иов, ведет свою маленькую богоборческую войну. Может, это наша неспособность жить - только что потерявший собственное сердце Риверс не может с легкостью принять чужое; это подтверждается и физически: доктор сообщает профессору, что скоро случится отторжение. А может, это жизненное безволие - наркотики и алкоголь отравили Кристину не только изнутри, но и снаружи, уничтожили все, что попало в пределы ее пространства.

В конце концов, финальный пассаж о 21 грамме уравнивает все три точки зрения на суку-судьбу: Бог ли нам управляет, или мы сами так бездарно распоряжаемся отпущенным нам временем, но душа у каждого все равно весит одинаково, пусть и отлетает она в разное время. Отвлеченность философских реприз не делают чести режиссеру, а, может, напротив, зрительская неспособность уловить точную, отчетливую мысль режиссера, не делают чести самому зрителю - это не важно. Важней другое - дробит, склеивает и закольцовывает Иньярриту столь эффектно, практически без швов, что как кино 21 грамм вполне состоялся. А мы о душе задумались - и то неплохо.

 
контекст
  • Премьера в Америке – 21 ноября 2003 (ограниченный прокат), 26 декабря 2003 (широкий прокат).
  • Премьера в России – 4 марта 2004.
  • Фестивальные премьеры – Венеция (август 2003), Монреаль (6 сентября 2003), Торонто (8 сентября 2003), Нью-Йорк (19 октября 2003), Лондон (31 октября 2003), Гётенбург (24 января 2004), Фебио (25 января 2004), Роттердам (29 января 2004), Осло (28 февраля 2004).
  • Бюджет фильма - $20 млн.
  • Сборы в прокате - $16,2 млн.
  • Иньярриту сначала снял фильм в прямой хронологической последовательности, а уже после перемонтировал его в «калейдоскопическом» виде.
  • Фильм практически полностью снят ручной камерой.
  • Наоми Уоттс согласилась сниматься, даже не читая сценарий.
  • В сценарии имя героини Уоттс было Кристина Бек, а не Пек.
  • Стихотворение, которое Пол цитирует Кристине в ресторане, принадлежит перу венесуэльского поэта Эуженио Монтехо.
  • У заключенного, вытащившего Джека из петли, татуировка с именем Мария Эладиа. Так зовут жену Иннариту; ей же посвящен фильм.
  • То, что душа весит 21 грамм, в начале прошлого столетия пытался доказать американский доктор Дункан МакДугалл из Хэверхилла, штат Массачусетс. Он был увлечен взвешиванием умерших объектов, и вполне научно обосновывал, что душа материальна и измерима.
 
награды

Оскар-2004

  • лучшая мужская роль второго плана -
    Беницио Дель Торо (номинация)
  • лучшая женская роль - Наоми Уоттс (номинация)

Венеция-2003

  • приз зрительских симпатий:
    лучший актер - Беницио Дель Торо
  • приз зрительских симпатий:
    лучшая актриса - Наоми Уоттс
  • Кубок Вольпи лучшему актеру - Шон Пенн
  • приз "Велла" -
    Наоми Уоттс (также за фильм Развод )

БАФТА-2004

  • лучший монтаж - Стивен Миррион (номинация)
  • лучшая мужская роль -
    Беницио Дель Торо (номинация)
  • лучшая мужская роль - Шон Пенн (номинация)
  • лучшая женская роль - Наоми Уоттс (номинация)
  • лучший оригинальный сценарий -
    Гильермо Арриага (номинация)

European Film Awards-2003

  • Screen International Award -
    Алехандро Гонзалес Иннариту (номинация)
   
 
SpyLOG

Rambler's Top100

Яндекс цитирования

Рассылка 'Дневник кино - новости и все обновления сайта'
 
 
 © Алексей Дубинский. Все права защищены. 2003-2007 пишите мне